Возрастные кризисы и новообразования у детей.

Все чаще ко мне обращаются родители за консультацией со словами: «А это нормально, что мой сын (дочь) в таком-то возрасте ведет себя так-то и так-то??? Раньше такого не было.»

И чаще всего все действительно нормально. Но обо всем по порядку.

Тревогу родителей можно понять: все было хорошо, спокойно и стабильно и внезапно ребенок стал вести себя как-то не так.

Дело в том, что развитие детей происходит скачкообразно — от одного кризиса к другому. И в тот момент,когда ребенок преодолевает очередной кризис своего развития, его поведение может резко и значительно меняться.

Кризисы детского возраста — это переходные этапы от одного стабильного жизненного периода к другому, характеризующиеся целостным изменением личности ребёнка, обусловленным возникновением психологических новообразований.

Кризисы длятся недолго, от нескольких месяцев до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии личностного развития ребенка. Ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

Ниже таблица возрастных кризисов, с которыми сталкивается ребенок и некоторые рекомендации для родителей.

И если вы понимаете, что кризис вашего ребенка вышел из-под контроля и вы не знаете что делать — обратитесь за помощью к профессиональным психологам.

Мы всегда готовы прийти на помощь.

Кризис новорожденности

Задача: возраст от рождения до 1 года, основная задача – доверие (или недоверие) к окружающему миру.

Новообразование: ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в новые тяжелые обстоятельства. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка.

Признаки: приспособление к новым условиям существования требует от ребенка мобилизации всех ресурсов, хода сложных многогранных адаптативных процессов.

Коррекция: в этот момент очень важно присутствие мамы. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца – все это успокаивает малыша.

Кризис 1 года

Задача: основная задача – самостоятельность, автономность.

Новообразование:

  • малыш становится более настойчивым и свободным в своих движениях и вследствие этого устанавливает более широкий и неограниченный для него круг целей;
  • его чувство языка становится настолько совершенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы обо всем, часто не получая должного и вразумительного ответа, что приводит к совершенно неправильному толкованию многих понятий;
  • речь и развивающаяся моторика позволяют ребенку распространить свое воображение на такое большое количество ролей, что зачастую его пугает.
Признаки: связан с увеличением возможностей ребенка и появлением все большего кол-ва новых потребностей. Для этого времени характерен всплеск самостоятельности, а также появление бурных реакций (ярких эмоциональных вспышек, таких как плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание). Такие вспышки здесь выражаются как реакция на непонимание со стороны взрослых. Возникает автономная речь и частично появляется самостоятельная ходьба.

Коррекция: необходимо помочь ребенку пережить сложный переходный период и помочь ему ощутить свою самостоятельность. Ребенок должен иметь простор для своей бурной деятельности.

Возрастной кризис 3 лет

Задача: основная задача – инициативность, активность.

Новообразование:

  • важным является проявление «воли» у малыша;
  • он отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить только так как хочет и без вариантов.
Признаки:
  • негативизм;
  • упрямство;
  • строптивость;
  • обесценивание;
  • стремление к деспотизму;
  • протест - бунт.
Коррекция: поведение почти не поддается коррекции. Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять свою самостоятельность.

Кризис 7 лет

Задача: основная задача – умелость, компетентность.

Новообразование:

  • происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться – устойчивые эмоционально-психологические комплексы;
  • появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями;
  • открытие для себя новой социальной позиции - позиции школьника;
  • из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность.
Признаки:
  • потеря непосредственности;
  • кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения;
  • замкнутость, неуправляемость.

Коррекция:

  • необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и самостоятельности;
  • изменить своё отношение к ребёнку, он уже не маленький, внимательно отнестись к его мнениям и суждениям;
  • нужно стараться не заставлять, а убеждать;
  • как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми.

Предподростковый кризис (11лет)

Задача: основная задача на этой стадии – формирование целостности, идентичности.

Новообразование: основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка. Приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе.

Признаки: кризис этого возрастного периода сопровождается появлением чувства неполноценности или некомпетентности, чаще всего коррелирующей с успеваемостью ребенка.

Коррекция: для коррекции поведения в таких условиях родителям стоит оказать психологическую поддержку, помочь ребёнку встать на правильный путь развития, который во многом определит всю его дальнейшую жизнь. Нужно относится к ребенку как к личности.

Подростковый кризис

Задача подросткового кризиса – окончательное расставание с детством и обретение самостоятельности.

Новообразование: подростковый кризис характеризуется формированием чувства взрослости, началом самоопределения в жизни. Ребенок в этот период становится подростком. Расширяется круг его интересов, блекнут ранее незыблемые родительские авторитеты. Он учится формировать собственное мнение и совершать самостоятельные поступки, а также отвечать за них.

Признаки: Традиционно считается наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний.

  • появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается.
  • доминирующими вопросами этого возраста являются: «Кто Я?», «Как Я впишусь в мир взрослых?», «Куда Я иду?» Подростки пытаются выстроить собственную систему ценностей, часто вступая в конфликт со старшим поколением.

Коррекция: родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Оставьте свои данные и запишитесь на приём прямо сейчас

Ваши контактные данные отправлены.
В ближайшее время я свяжусь с Вами!

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.
Телефон: +7(915)188-79-97