Тест «Стратегии семейного воспитания»
Инструкция: С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.
Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
- Преимущественно воспитанием.
- Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
- Главным образом врожденными задатками.
- Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
- Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
- Абсолютно с этим согласен.
- Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
- Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
- Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу).
- Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве).
- Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).
- Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).
Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
- Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
- Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
- Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
- Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
- Если попросит, можно и дать.
- Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
- Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
- Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
- Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
- Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
- Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
- Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
- Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
- Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
- Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
- Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
- Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
- Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
- Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
- Не вижу причины запрещать.
Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
- Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
- Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
- Расстроюсь
- Попробую разобраться, что его побудило солгать.
Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
- Безусловно.
- Стараюсь.
- Надеюсь.
- Не знаю.
Обработка и интерпретация результатов
Стиль поведения | Номера вопросов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
авторитетный | B | C | C | D | C | D | A | B | D | B |
авторитарный | A | A | D | C | B | B | B | A | A | A |
либеральный | C | B | B | B | A | A | D | C | C | C |
индифферентный | D | D | A | A | D | C | C | D | B | D |
Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.
Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Авторитетный стиль (в терминологии других авторов — «демократический», «сотрудничество»). Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование»). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Родители с тавим стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Либеральный стиль (в терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Ваши контактные данные отправлены.
В ближайшее время я свяжусь с Вами!